Top.Mail.Ru

ВОЕНМЕХ победил в конкурсе инженерных записок на концепции ракеты-носителя сверхлегкого класса и межорбитального малого разгонного блока

В 2020 г. АНО «Аналитический центр АЭРОНЕТ», при участии госкорпорации «Роскосмос», ЦНИИМаш, НИИ Агат, Фонда перспективных исследований, Фонда «Сколково», Российской венчурной компании, инвестиционных фондов VEB Ventures и Орбита Капитал Партнерз (Роскосмос), проводился первый конкурс концепций ракеты-носителя сверхлегкого класса (РН СЛК) и межорбитального малого разгонного блока (МРБ). В конкурсе приняли участия частные компании, университетские команды из Санкт-Петербурга, Москвы и Воронежа, в том числе МГТУ им. Баумана. В день космонавтики 12 апреля были объявлены итоги конкурса.

В обеих номинациях победила команда ВНХ - Энергия, составленная из сотрудников, студентов и аспирантов БГТУ ВОЕНМЕХ. На конкурс была представлена единая концепция ракеты и разгонного блока, ориентированная, прежде всего, на обслуживание будущей группировки малых спутников «СФЕРА».

voenmeh won competition 1

В концепции нашли свое отражение компетенции, развиваемые в БГТУ ВОЕНМЕХ с начала 80-х годов ΧΧ-века. Среди них широкодиапазонные сопла, обладающие повышенным удельным импульсом на атмосферном участке полёта.

voenmeh won competition 2

В проекте были представлены метановая ракета первого этапа Paragon (совершенство), с 14 ЖРД на первой ступени и широкодиапазонными щелевыми соплами, а также ракета второго этапа Hybris (превосходство) с оригинальной системой подачи топлива. Предложенная схема не имеет в настоящее время аналогов. Она включает турбогенератор, работающий на хладагенте (аммиаке) и вырабатывающий электроэнергию, за счет которой приводятся во вращение электронасосы горючего и окислителя. Применение электронасосов обеспечивает глубокое дросселирование ЖРД, а турбогенератор позволяет сэкономить около 500 кг за счет уменьшения аккумуляторной батареи первой ступени.

voenmeh won competition 3

Не менее оригинален и орбитальный буксир Aeris (воздушный). Его основная задача – перемещение двух спутников класса «СФЕРА» общей массой 150 кг с опорной орбиты высотой 500 км на орбиты 800 и 1500 км. При разработке конструкции использованы оригинальные алгоритмы оптимизации, позволившие снизить вес силового каркаса до 5 кг. Именно на малый вес МРБ намекает его название.

voenmeh won competition 4

Компактность конструкции обеспечивает термокаталитический ЖРД с кольцевой камерой сгорания и необычным соплом, разрабатываемый на кафедре А8. В память об авторе он назван «двигателем Засухина» (бывший заведующий газодинамической лабораторией кафедры А9). В качестве альтернативы предлагается более традиционный ЖРД малой тяги «Якайтис» (первый заведующий кафедры А8), конструкция которого будет выполнена полностью методами 3D-печати.

Проработан был также вариант МРБ с электро-реактивным двигателем (ЭРД), составленный преимущественно из покупных изделий, производимых предприятиями госкорпорации «Роскосмос».

voenmeh won competition 5

Экономические расчеты показали, что использование покупных изделий, поставляемых по монопольно высоким ценам, не позволяет получить стоимость изделия менее 110 – 115 млн. руб. Основной вклад в цену вносит энергосистема МРБ, поэтому в рамках концепции был проработан вариант с ЭРД собственной разработки, работающим на твердом йоде, а также солнечными батареями, составленными из элементов промышленного, а не космического назначения.

Разумное сочетание технического риска и инновационности решений, а также комплексность подхода к решению задачи позволили команде БГТУ ВОЕНМЕХ победить с заметным отрывом от конкурентов.

х
1 этаж ГлКорп
2 этаж ГлКорп
3 этаж ГлКорп
4 этаж ГлКорп
1 этаж УЛК
2 этаж УЛК
3 этаж УЛК
4 этаж УЛК
5 этаж УЛК