Кафедра А8 «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов»

24.05.02 - Проектирование авиационных и ракетных двигателей (специалитет), срок освоения - 5,5 лет
Специализация №3 «Проектирование жидкостных ракетных двигателей»

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших данную программу являются:

  • современные авиационные, ракетные и электроракетные двигатели и двигательные установки,
  • энергетические установки различных типов;
  • методы расчета двигателей и двигательных установок, проектирования, изготовления, исследований, диагностики и отработки, сопряженные с конструкцией процессы тепломассообмена;
  • эксплуатация и испытания двигателей и энергоустановок летательных аппаратов.

Учебный процесс направлен на развитие у обучающихся:

  • понимания особенностей функционирования, эксплуатации жидкостных ракетных двигателей;
  • способности производить расчеты, проектирование и конструирование деталей узлов и элементов жидкостных ракетных двигателей;
  • способности производить тепловые расчеты систем охлаждения и теплообменных аппаратов жидкостных ракетных двигателей;
  • способности к разработке конструкторских и организационных мероприятий по минимизации воздействия жидкостных ракетных двигателей на биосферу земли.

 

24.04.05 - Двигатели летательных аппаратов (магистратура), срок освоения - 2 года
Профиль «Аэродинамика, гидродинамика и процессы теплообмена двигателей летательных аппаратов»

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает методы, средства и способы проектирования, конструирования, исследования, отработки, производства, маркетинга и эксплуатации двигателей летательных аппаратов, включая их утилизацию, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты и перемещающиеся в пространстве объекты.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

  • проектно-конструкторская;
  • производственно-технологическая;
  • научно-исследовательская;
  • лабораторно-испытательная;
  • организационно-управленческая.

 

13.03.03 - Энергетическое машиностроение (бакалавр), срок освоения - 4 года
Профиль подготовки «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели»

Область профессиональной деятельности выпускников включает:

  • конструирование, исследование энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии;
  • монтаж и эксплуатация энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.

 

Выпускники подготовлены к работе в среде современных пакетов и технологий инженерного анализа и вычислительного моделирования процессов, широко востребованными на ведущих предприятиях авиа- и машиностроения. Должностные обязанности при последующем трудоустройстве связаны с расчетом, анализом, подбором и конструированием различных узлов, а также проектированием систем двигателя или энергоустановки.

Направления выполняемых дипломных работ и проектов:

  • проектирование и конструирование современных авиационных, ракетных и электроракетных двигателей и двигательных установок летательных аппаратов различного назначения;
  • проектирование и конструирование энергетических установок различных типов;
  • исследование процессов аэродинамики, гидродинамики и теплоомассообмена двигателей летательных аппаратов.

Должности, на которые могут претендовать выпускники кафедры, сразу после окончания обучения:

  • проектировщик систем и узлов;
  • технолог;
  • инженер;
  • инженер-конструктор;
  • инженер-конструктор по экспериментальной отработке;
  • инженер-теплофизик;
  • инженер-проектировщик;
  • инженер-технолог;
  • инженер-механик и технолог машиностроения;
  • младший научный сотрудник;
  • научный сотрудник.

Предприятия-партнёры, на которых возможно дальнейшее трудоустройство выпускников кафедры, а также прохождение практик:

  1. Госкорпорация «Роскосмос»:
    1. ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королёва», г. Королёв;
    2. ОАО «МЗ «Арсенал», г. СПб.
  2. Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»:
    1. АО «ВМП Авитек», г. Киров
    2. АО «КБСМ»; г. СПб
    3. ПАО «МЗ им. М.И.Калинина», г. Екатеринбург
    4. АО «ОКБ «Новатор», г. Екатеринбург
  3. Госкорпорация «Ростех»:
    1. АО «НПК «КБМ», г. Коломна;
    2. ПАО «ОДК-Сатурн», г. Рыбинск;
    3. ОАО «Красный октябрь», г. СПб;
    4. АО «ОДК-Климов», г. СПб; 
    5. ОАО «218 Авиационный ремонтный завод», г. Гатчина.
  4. Объединенная судостроительная корпорация:
    1. АО «ЦКБ МТ «Рубин», г. СПб;
    2. АО «Балтийский завод», г. СПб;
    3. ПАО «Силовые машины», г. СПб.

vakin

Вакин Владимир Станиславович

Выпускник 1981 г.

С 1981 по 1983гг. работал конструктором в ОГТ ПО им. В.Я. Климова, параллельно готовясь к поступлению в аспирантуру. В это же период были запатентованы два изобретения, вошедшие в состав дипломного проекта. В 1983 году зачислен в дневную аспирантуру по специальности кафедры А3 со специализацией в области диагностики двигателей. По окончании аспирантуры продолжил работу в должности младшего научного сотрудника, а позднее – научного сотрудника по той же тематике. Параллельно занимался преподавательской деятельностью, а также входил в состав команды КВН института.

С наступлением перестройки, в 1992 году, был вынужден перейти к самостоятельной коммерческой деятельности, и с 1993 по 2003 год работал в должности генерального директора в нескольких коммерческих компаниях, с последовательной и все большей специализацией в поставке металлопроката со специальными требованиями для предприятий энергетического и химического машиностроения. В 2003 году с его участием было создано АО «Энергометалл» со специализацией в области поставок металлопроката и заготовок для крупного теплообменного оборудования. С 2005 года, под его руководством и при участии ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», АО «Энергометалл» последовательно приступило к освоению производства крупногабаритных биметаллических заготовок методом сварки взрывом. Одновременно была возобновлена научная деятельность в новой области, связанной с изготовлением и применением двухслойных и многослойных конструкционных материалов.

С 2006 года В. Вакин принимает активное участие в деятельности Международного симпозиума «Explosive process of new materials», проводимого под руководством «Института структурной макрокинетики Академии наук РФ (ИСТМАН). В мае 2018 года АО «Энергометалл» приняло этот международный форум в Санкт-Петербурге.

Под руководством В. Вакина разработана и запатентована технология сварки взрывом с применением многослойных демпферов, которая существенно расширила диапазон и качество свариваемых материалов, продолжаются работы по изучению динамических аспектов сварки взрывом для широкого диапазона заказчиков из области энергетики, химии, нефтехимии, судостроения, а также физических и экспериментальных объектов вплоть до проекта ITER (международного термоядерного реактора).

gurov

Гуров Владимир Фёдорович

Выпускник 1970 г.

С марта 1970 года работает в АО «НИИ мортеплотехники» (ранее филиал ЦНИИ «Гидроприбор»). В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию.

В период с 1970 по 1995г.г. проектировал энергосиловые установки на различных жидких, твердых и пастообразных топливах для турбинных двигателей, в том числе для сверхтяжелой ударной торпеды «Борт» калибра 650 мм, универсальной глубоководной торпеды «Тапир» калибра 533мм на твердом гидрореагирующем топливе.

В период с 1995 по 2008г.г. руководил разработкой тяжелой многоцелевой торпеды «Физик», принятой в 2015 году на вооружение атомных подводных лодок четвертого поколения и новейших дизельных лодок.
Главный конструктор поршневых двигателей для малогабаритных торпед комплексов противолодочной защиты надводных кораблей и подводных лодок.

В настоящее время заместитель генерального директора-главный конструктор морского подводного оружия (торпеды, мины, подводные беспилотники) в АО «НИИ мортеплотехники».


Анискевич
Юлия Владимировна

Доцент
Кандидат технических наук

Галаджун
Андрей Андреевич

Ассистент

Кравченко
Дарья Григорьевна

Ассистент


Кузьмин
Алексей Михайлович

Доцент
Кандидат

Лабанова
Анна Михайловна

Старший преподаватель

Левихин
Артём Алексеевич

Заведующий кафедрой
Кандидат технических наук


Лихачев
Алексей Николаевич

Профессор
Доктор технических наук

Михайлов
Константин Николаевич

Ассистент

Мустейкис
Антон Иванович

Старший преподаватель


Пинчук
Владимир Афанасьевич

Профессор
Доктор технических наук

Побелянский
Антон Викторович

Ассистент

Рудяк
Михаил Евгеньевич

Доцент
Кандидат технических наук


Русина
Алена Андреевна

Старший преподаватель

Савченко
Григорий Борисович

Старший преподаватель

Соляр
Анатолий Яковлевич

Доцент
Кандидат технических наук


Юнаков
Леонид Павлович

Декан
Кандидат технических наук

Боряев
Александр Александрович

Доцент
Кандидат технических наук

Карпенко
Антон Геннадьевич

Доцент
Кандидат физико-математических наук


Киршина
Алена Андреевна

Ассистент

Общая информация 

levihinЗаведующий кафедрой
кандидат технических наук, доцент
Левихин Артем Алексеевич

 

Историческая справка

Кафедра «Ракетные двигатели» была образована в 1960 году при личном участии и по инициативе Генерального конструктора С.П. Королева.

Прием студентов осуществлялся до 1967 г. в количестве 25 человек, с 1967 г. – в количестве 50 человек. Абсолютное большинство выпускников работало по специальности во всех ведущих КБ, заводах и НИИ Советского Союза, достигая профессионально больших высот.

Одновременно велась подготовка кадров высшей квалификации. Кафедрой подготовлено 4 доктора наук и профессора, 16 доцентов, защищено более 25 кандидатских и докторских диссертаций. Многие сотрудники кафедры награждены медалями В.П. Глушко, С.П. Королева, В.П. Чаломея.

Преподавательский состав кафедры с самого начала обладал выской квалификацией и имел прочие связи с промышленностью (лекции читал зам. директора ГИПХ В.Д. Сиволодский, генеральный конструктор завода им. Климова А. Григорьев, начальник лаборатории, д.т.н. профессор Е.И. Катин, д.т.н., профессор П.Д. Гавра, д.т.н., профессор А.Д. Картавченко).

Кафедра поддерживала и поддерживает связи со всеми ведущими организациями отрасли (ЗАО НПО «ЭНЕРГИЯ», ПФКБЭМ, ЭНЕРГОМАШ, КБ Химавтоматики, АО «ОДК-Климов» и другими). Это позволило развить материальную базу кафедры с одновременным повышением квалификации преподавательского состава. Кафедра имеет кабинет материальной части, в котором собраны препарированные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов, 5 огневых стендов для проведения на территории института лабораторных и научных работ, 12 установок для имитационных исследований процессов в двигательных установках.

A8 info 4 A8 info 3 A8 info 2

 

Кафедра сегодня

На сегодняшний день, учитывая тенденции в развитии высшего образования, кафедра расширила область преподавания дисциплин на двигатели других классов (двигатели внутреннего сгорания, воздушно-реактивные двигатели, ГТУ, двигатели двухсредных аппаратов и т.д.).

A8 info 5 A8 info 1 A8 info 6

Программа применения и научная тематика кафедры по сути дела внедрена на основе процессов, происходящих в двигательных установках.

Создана установка и технология получения из попутных газов жидких моторных топлив, исследованы процессы высокотемпературного пиролиза тяжелых остатков нефти с получением светлых продуктов.

Предложены технологии уничтожения боевых отравляющих веществ, утилизации промышленных отходов, очистки поверхностей, пожаротушения и т.д. Получено 9 патентов, создано несколько технологических процессов.

За время существования кафедры выпущено 10 монографий, напечатано более 350 статей.

Существенное внимание кафедра уделяет и фундаментальным исследованиям направленным, в первую очередь, на изыскание принципиально новых, традиционно неучитываемых (ранее неизвестных) источников и видов энергии для дополнительного энергообеспечения тепловых двигателей и энергоустановок различного назначения, и носят пионерный характер.

Кафедра осуществляет подготовку специалистов по направлениям бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Образовательная и научно-исследовательская деятельность кафедры учитывает последние достижения и преобладающие тенденции в развитии энергетики и двигателестроения, тесно увязывается с потребностями к подготовке специалистов в этой области. В целях укрепления и практического обеспечения тесных связей с потребностями в специалистах ведущих предприятий отрасли в 2015 году на базе кафедры создана и успешно функционирует базовая кафедра подготовки научно-технического персонала для нужд АО «ОДК-Климов»

Задать вопрос